Доработка рециркуляции в автомобиле Mazda CX-5



В ходе эксплуатации автомобиля Мазда СХ-5 появилось желание доработать климат-контроль, а именно систему рециркуляции воздуха. Проблема состояла в следующем: Включив рециркуляцию, например остановившись на светофоре позади коптящего КамАЗа/автобуса, про неё забывал, и она оставалась включённой ещё долгое время до тех, пор пока реально не начинал ощущать нехватку кислорода в салоне и только тогда вспоминал  и включал приток свежего воздуха. Поскольку недостаток кислорода в воздухе прямо влияет на безопасность вождения далеко не в лучшую сторону, то в связи с этим, захотелось немного автоматизировать процесс отключения рециркуляции.

В ходе обдумывания данной идеи был определён желаемый функционал, который хотелось бы получить после доработки:

 

  • Возможность включить рециркуляцию на заданное время, по истечению которого она автоматически отключается.
  • Однократное нажатие кнопки включения рециркуляции устанавливает таймер на определённый период времени. Последующие нажатия добавляют время до отключения, таким образом можно оперативно задать время до отключения.
  • Длительное удержание кнопки включения блокирует таймер, и рециркуляция остаётся включённой постоянно до тех пор, пока не отключится вручную или её не отключит сам блок климата по штатному алгоритму.
  • Возможность быстрого деактивирования/активирования схемы, то есть должна быть возможность вернуться к штатному режимы работы и обратно.

 

После этого, приступил к теоретическим и практическим изысканиям на предмет того, возможна ли физическая реализация задуманного, или на этом пути возникнут непреодолимые трудности, которые не позволят провести доработку.

Блок управления климатом был снят с автомобиля:

Блок управления климатом Мазда СХ-5

Блок управления климатом Мазда СХ-5

и подвергнут вивисекции:

Блок управления климатом Мазда СХ-5

Блок управления климатом Мазда СХ-5

Блок управления климатом Мазда СХ-5

Блок управления климатом Мазда СХ-5

Путём изучения платы и измерений мультиметром напряжений на кнопках и светодиодах, удалось примерно набросать часть штатной схемы, отвечающей за включение/отключение рециркуляции и индикацию её состояния:

Примерная схема управления рециркуляцией в блоке климата Мазда СХ-5

Как видно из схемы, при ненажатых кнопках в точках 1 и 2 присутствует +5В, а при нажатии на кнопку, эти точки соответственно замыкаются на массу, что облегчает задачу по снятию сигнала с кнопок а также их нажатие через внешнюю схему. В точке 3 при включённой рециркуляции появляется +5В, и мы используем подключение к этой точке для распознавания состояния рециркуляции (вкл/выкл). В точку 4 или точку 5 (в зависимости от желаемого способа индикации — об этом чуть ниже) будем подключаться для индикации состояния таймера.

Исходя из вышеизложенного была разработана следующая схема:

Схема таймера рециркуляции Мазда СХ-5

Был изготовлен опытный образец:

опытный образец таймера

После проведённых испытаний и устранения выявленных недоработок была заказана заводская реализация данной схемы. Вот такая плата получилась в итоге:

итоговый вариант таймера рециркуляции

итоговый вариант таймера рециркуляции

Чертёж печатный платы:

Печатная плата - верх

Печатная плата - низ

Собираюсь с моральными силами для установки изготовленной конструкции на предназначенное для неё место:

готовая для установки плата

И наконец готовая инсталляция:

установленная плата

Заострю внимание на том, что провода не должны попадать на чёрные пластиковые наклейки на плате, так как в противном случае они будут пережиматься корпусом. Исключение провод, подходящий к светодиоду — он прижимается корпусом, поэтому нужно либо сделать небольшой пропил в стенке которая будет вокруг светодиода, либо не пропиливать (я не пропиливал), а проложить провод так, чтобы при установке в корпус светодиод не сдвинулся с установленного положения.

установленная плата

В данном случае показана реализация индикации отдельным красным светодиодом (вариант 2 на схеме).
Подробнее подключение светодиода:

подключение отдельного светодиода

Если такой вариант индикации не устраивает (есть немного колхоза в данном варианте), то есть возможность индикации с помощью штатного светодиода (вариант 3 на схеме). При этом колхоза не будет, но, имхо, информативность такого варианта хуже. В этом случае выход с платы LED2 вместо отдельного светодиода подключается сюда:

подключение к штатному светодиоду

При реализации варианта 2 или 3 яркость индикации приближена к штатной индикации и будет уменьшаться при включении габаритов. Если индикацию делать по варианту 1, то яркость изменяться не будет.

Демонстрация возможностей схемы:

Видеоинструкция по снятию блока управления климатом :

Инструкция:

Основной функционал
описание основного функционала
Программирование настроек:

1. Перевести схему в неактивный режим нажатием обеих кнопок в течение 5 секунд (при условии, что схема до этого находится в активном режиме).

2. Нажать и удерживать кнопку ВКЛ (нижняя) до того момента, пока индикатор не начнёт быстро моргать (примерно 5 секунд). Быстрое моргание индикатора — режим выбора настройки, которую нужно запрограммировать. Для выбора программируемой настройки нужно коротко нажать кнопку ВКЛ соответствующее номеру настройки количество раз:

  • 1 — время таймера при ручном включении. Допустимые значения: от 1 до 10 минут. По умолчанию — 3 минуты.
  • 2 — время таймера при автоматическом включении. Допустимые значения: от 1 до 30 минут. По умолчанию — 10 минут.
  • 3 — время предупреждения о скором окончании отсчёта таймера, при котором начинается быстрое моргание индикатора. Допустимые значения: от 5 сек до 60 сек, шаг изменения настройки — 5сек (1 нажатие — 5сек, 2 нажатия — 10сек, 12 нажатий — 60сек). по умолчанию — 15 секунд.
  • 4 — выбор индикации заблокированного таймера (значения: 1 — включен постоянно, 2 — горит 3 секунды и гаснет). По умолчанию — включен постоянно
    10 — сброс всех настроек к дефолтным (для подтверждения сброса в п.3 нажать ещё 10 раз, индикация успешного сброса — 2 коротких вспышки ).

После выбора номера настройки нужно подождать 5 секунд, индикатор перестанет моргать и будет светиться непрерывно — это режим изменения значения выбранной настройки. Если в течение моргания индикатора кнопка ВКЛ не будет нажата, то через 5 секунд произойдёт выход из режима программирования.

3. В течение времени пока индикатор светится непрерывно нажать кнопку ВКЛ такое количество раз, которое соответствует требуемому значению выбранной настройки (учитывая шаг изменения настройки из п.2). После нажатий, нужно подождать 5секунд, пока индикатор не погаснет — в этот момент значение текущей настройки сохранится в памяти. Через секунду после этого индикатор количеством вспышек покажет значение текущей настройки. Если в этом пункте кнопка ВКЛ не нажималась, то изменения настройки не произойдёт, но текущее значение настройки будет показано. Таким образом можно просмотреть текущее значение настройки не изменяя его. После окончания вспышек индикатора произойдёт выход из режима программирования.

Примечание 1:
Нажатие кнопки ВЫКЛ в любой момент программирования выведет схему из режима программирования. При этом если в момент нажатия кнопки настройка не была сохранена в памяти, то сохранения не произойдёт. Если сохранение произошло (например, кнопка ВЫКЛ нажимается в момент, когда происходит индикация значения изменённой настройки), то это изменение сохранится.

Примечание 2:
Если при установке значения настройки в п.3 будет набрано значение больше допустимого, то запишется в память максимально допустимое значение для данной настройки. Пример: при установке времени таймера ручного включения при нажатии кнопки 12 раз, запишется в память 10.

Файлы для скачивания:

Принципиальная схема + чертежи печатной платы

Прошивка для МК версия 5.0

Если есть Proteus, то можно скачать эмулятор доработанного блока рециркуляции и виртуально попробовать, как будет работать доработанный блок:
Файлы для Proteus

Готовую плату можно приобрести Здесь

P.S. Доработка, показанная в данной статье подойдёт и для автомобиля Мазда6 с 2012г.


12.06.2015

Tags: , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишись на новые статьи


Свежие комментарии

Рубрики